• дыбр я правильно понял, что анекдот с отсутствием чёрной клавиши между ми и фа сводится к анекдоту про выбрасывание из лодки чувака, который показал иррациональность корня из двойки?
    ♡ recommended by @O01eg, @kitt, @Strephil

Replies (2)

  • @iportnov, не знаю этих анекдотов. И там же корень двенадцатой степени из двойки, между ми и фа.
  • @Strephil, Ну всей истории мне пока найти не удалось (не уверен, что она известна; а может просто в правильные книжки смотреть надо). Судя по википедии, суть такова. Пифагору хотелось разбить октаву на равные интервалы, пользуясь только рациональными числами (других он не знал). По сути да, ему надо было вычислить корень двенадцатой (или ещё какой-нибудь) степени из двойки. И тут появляется среди его учеников чувак, который доказывает, что корень квадратный из двойки не является [рациональным] числом. Доказывает он это, по легенде, в момент когда все плыли куда-то на лодке. Пифагорейцы так расстроились, что этого чувака из лодки выкинули. Видимо, рассудили, что если октаву нельзя поделить на две равные части, то на 12 тем более. Но всё-таки Пифагор не отчаялся, а сделал ход конём. Он стал частоту первой ноты увеличивать в 3/2, либо в 4/3 раза (выбирал видимо на глаз), а когда она уходила выше двух — делить на два. У него получилось фактически приближение корня двенадцатой степени из двойки рациональными числами, но кривое, интервалы были разные. Тогда он некоторые интервалы объявил тонами, а другие полутонами. И дальше в процессе исторического развития там, где у пифагора были целые тоны между нотами, туда засунули диезы и бемоли. Потом придумали темперацию и ноты подвинули относительно их пифагоровых частот, но названия остались. И там, где у пифагора был только полутон между нотами, он и остался. Вот поэтому диаметр двигателя шаттла^W^W^W на пианине между некоторыми белыми клавишами нет чорнных.